Как справится с кризисом 3 лет и что делать родителям?

Каждый человек в течении всей своей жизни проходит кризисы. Они нужны для развития психики и получения новых навыков. Так в три года ребенок осознает свое "Я" и понимает: он отдельная личность. Поэтому он начинает яростно отстаивать право на собственное мнение. Это проявляется в строптивости, негативизме, упрямстве.

Особенности проявления

Иногда родители замечают странные перемены в поведении ребенка. Например, вы всегда ходили одной дорогой и дошкольник не протестовал. А тут вдруг заявил, что хотел пойти иначе и начинает плакать. При этом вы не пройти поменять дорогу, но уже прошли достаточно и возвращаться нельзя.

Или ребенок начинает требовать определенных действий от родителей. А если те отказываются — плачет и топает ногами. Еще дошкольник может резко перемениться: вчера он выполнял небольшие поручения, сегодня — категорично отказывается.

Все это проявления кризиса трех лет. Демонстративное поведение и истерики возникают из-за того, что ребенок хочет показать свою самостоятельно, на сам еще не может это нормально выражать. Из-за внутреннего конфликта появляются противоречивые эмоции.

Что делать родителям?

Кризис трех лет — это нормальный этап в жизни каждого ребенка. Поэтому наберитесь терпения и просто переждите его. Если дошкольник ведет себя вызывающе, то не заостряйте внимание и не пытайтесь его переспорить. В тоже время вседозволенность недопустима.

Лучше всего переключить внимание ребенка. Например, предложить пойти в определенное место или почитать книжку. В случае пика истерики — просто подождите и дайте дошкольнику выплакаться. Если это происходит на публике (например, в магазине), то отведите ребенка в безлюдное место.

Старайтесь не задавать вопросы, которые подразумевают категоричный выбор. Давайте ребенку право выбора. Например, спросите его куда он хочет пойти гулять или что именно он наденет из одежды.

Помните, что для дошкольника — кризис тяжелое испытание. Он переживает целую гамму эмоций, каждая по-своему особенна. Поэтому не вините ребенка в "не таком поведении" и не сравнивайте его с другими детьми. Иначе вы только усилите негативные эмоции дошкольников.

Полезные советы для родителей

  • хвалите ребенка за правильное поведение;
  • поощряйте самостоятельность;
  • не стыдите за негативные эмоции;
  • делитесь достижениями ребенка с окружающими.

Кризис трех лет — это еще проверка границ допустимого. Ребенок испытывает родителей на прочность и узнает, что именно он может делать. Поэтому придерживайтесь одной воспитательной политики. Донесите ее до бабушек, дедушек и других родственников.

Если вы чувствуете, что терпение вас покидает, то закройте глаза и медленно считайте до 10. После этого говорите. Первый накал раздражения спадет и вы сможете воздействовать на ребенка.

Кризис трех лет не единственный и они еще будут в дальнейшей жизни дошкольника. Поэтому учитесь правильно реагировать на изменения. Не забывайте проявлять терпение

Советуем почитать

Поэзия.А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане.»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

3. Александрова. «Прятки»;

А.Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;

В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;

Б. Заходер. «Ежик»;

Возрастные особенности детей 2-3 лет

В этом возрасте малыш ещё не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

  • Много развиваться, потому что через движение он развивает и познает своё тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Осваивать мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребёнка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов, всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения с взрослыми. Ребёнок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока ещё не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в том момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2-3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой; в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
  • То, что происходит прямо сейчас. Ребёнок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему ещё не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок – это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы, хотя бы иногда будете его партнерам по игре.
  • Предоставить ребёнку возможность играть с мелкими материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или, в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребёнок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребёнок навсегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребёнка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребёнка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребёнка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если эффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребёнка следует утешить или переключить его внимание.
Учим вместе

Эти стихи можно учить, показывая театр, наподобие как с пальчиковыми играми. Учить стихи, играя, намного интереснее и для мам и для малышей!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

К нам домой пришла лягушка,
Разбросала все игрушки,
Оглядела кавардак
И сказала тихо: «Квак!».

Я мышонок, пи-пи-пи!
Кошка Мурка, крепче спи!
В норку для ночного пира
Я несу кусочек сыра.

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
«Ме-ме-ме!»

Серый зайка, прыг-прыг-прыг,
Отвечай-ка напрямик,
Где ты лето целое
Прячешь шубку белую?

Из кладовки, из потёмок
Вышел заспанный котёнок:
— Ну, теперь давайте приз!
Кто тут крикнул: «Кис-кис-кис!»?

Эй, лягушки на болоте,
Что за песню вы поёте?
«Ква-ква-ква» и «ква-ква-ква» —
Непонятные слова.

Не слушал котик маму
Был ужасно он упрямый.
Не хотел он кушать ложкой.

Язычком лакал из плошки 

советуем почитать

Песенки, потешки: «Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, вёдрышко...».

Сказки: «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира: «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой, ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирёк», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России: Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик» (из цикла «Игрушки»); А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка»; «Кто как кричит»; В, Берестов «Большая кукла», «Котёнок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»; А. Введенский «Мышка»; А. Плещеев «Сельская песня»; Г. Сапгир «Кошка». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляночка».

Произведения поэтов и писателей разных стран: С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать